Остек, витки развития 1995-1998 годы

В каком-то смысле создание предприятия сродни работе инженера. Это похоже на строительство дома: есть свои этапы, приоритеты, лимиты затрат, технические требования. Начинают строительство всегда с фундамента. И он был заложен на первом этапе, когда Предприятие Остек посвятило себя популяризации технологии поверхностного монтажа. На этом фундаменте начали возводиться новые проекты и направления деятельности компании.

На сегодняшний день сервисная служба Остека насчитывает более 50 специалистов, и сейчас, когда вы читаете эти строки, большинство из них на выезде — проводят шеф-монтажные и пусконаладочные работы, обслуживание оборудования, оказывают технологическую поддержку и т.д. С большей вероятностью сервисного инженера можно встретить у Клиента, а не в офисе Остека. Сервисным обслуживанием оборудования занимались изначально, с момента основания компании, поскольку иначе нельзя. Однако первое время не было сотрудников, специализирующихся только на сервисе, всю работу выполняли силами нескольких человек.

Со временем количество проектов увеличивалось, оборудование и поставляемые решения становились все сложнее. Для успешного ввода в эксплуатацию нового оборудования необходимо было решать ряд сложных технических задач, включая вопросы правильного подключения, установки, стыковки и интеграции устанавливаемых единиц. И в 1995 году Остек создал специализированную сервисную службу по обслуживанию оборудования и технической поддержке Клиентов.

Рис. 1 В.В. Гаршин и Ю.Н. Гавриков в Японии на встрече с партнерами обсуждают условия сервисного контракта на обслуживание совместного российско-японского предприятия по японским стандартам

У истоков сервисной службы Предприятия стоял Юрий Николаевич Гавриков — высококлассный специалист с опытом разработки и запуска отечественного оборудования. Свой экстра-класс он подтвердил в первом же проекте, когда в Санкт-Петербургском НИИ телевидения запустил небольшой автоматический станок и написал к нему инструкцию по эксплуатации. Этот станок был закуплен напрямую у производителя почему-то без документации, и его не могли использовать. Поначалу сервисная служба решала задачи запуска оборудования и обучения работе на нем. Также занимались отладкой техпроцессов — подбором профиля пайки, составлением программ, отработкой требований к платам. Каждый новый проект, каждый новый партнер давали знания и опыт, требовали постоянного обучения у поставщиков и совершенствования своих профессиональных навыков.

Уникальность профессии сервисного специалиста в том, что для достижения результата необходимо иметь большой опыт, знать весь технологический процесс и его особенности, различные виды оборудования и очень хорошо в них разбираться. Для работы сервисного инженера характерны длительные командировки. Пока не запустишь оборудование или не решишь задачу, ты не можешь уехать — необходимо добиться конкретного окончательного результата. Часто, в отрыве от коллектива, сервис-инженеры фактически являются заключительным звеном при реализации проекта, отвечающим за результаты командной работы. И, соответственно, сервисный инженер должен принимать на себя ответственность за все подразделения, реализующие проект.

В том же 1995 году начались поставки технологических материалов. Это было вполне логичным для Остека, который изначально ориентировался на предоставление Клиентам комплексных решений. В СССР, а потом и в России, некоторых видов материалов в принципе не существовало, например, безотмывочных. Были отечественные водосмываемые материалы, требующие обязательной отмывки, характеристики которых не позволяли их применять на современном автоматизированном сборочном оборудовании. Поставка зарубежных материалов позволила поддержать производства Клиентов в работе и выпускать качественную продукцию.

Рис. 2 Каталог технологических материалов, позволивший отечественным предприятиям быть в курсе самых последних технологических знаний

Производители материалов являются носителями знаний по технологиям, они взаимодействуют с производителями оборудования, конечными потребителями, у них широкий взгляд на технологические вопросы. Поэтому поставка технологических материалов позволила отечественным предприятиям быть в курсе самых последних технологических знаний.

Это непростой бизнес с точки зрения хранения, логистики — многие материалы требуют специальных условий хранения и транспортировки. Но все трудности окупились тем, что поставка материалов была положительно воспринята рынком, а общее настроение можно подтвердить цитатой из первого каталога материалов: «Высококачественные технологические материалы сберегают Ваши деньги, поскольку позволяют существенно сократить количество производственных дефектов, уменьшить расходы материалов и снизить затраты на гарантийное обслуживание Вашей аппаратуры» (рис. 2). Практически сразу было занято 80% рынка.

Примерно в это же время был период поставки электронных компонентов. Тогда еще не существовало большого количества дистрибьюторов, зарубежные компоненты для поверхностного монтажа были некой экзотикой, и у Клиентов возникали вполне резонные вопросы: «Если мы у вас купим оборудование, то где нам купить компоненты?». Поэтому был сформирован ассортимент компонентов и подготовлен каталог, который, благодаря информации о размерах контактных площадок и технологии сборки и монтажа компонентов, стал бестселлером — настольной книгой для разработчиков и технологов (рис. 3). Необходимость заниматься компонентами отпала с развитием рынка, когда появились дистрибьюторы, поставляющие широкий ассортимент компонентов для поверхностного монтажа, но каталог спрашивают на выставках до сих пор.

Рис. 3 Каталог «Поверхностный монтаж. Электронные компоненты», который сразу же стал бестселлером - настольной книгой для технологов и разработчиков

С 1993 года Остек участвует в отраслевых выставках. Первой стала «Связь-Экспокомм», которая еще с советских времен была основной выставкой, на которой представляли передовое оборудование (рис. 4). Позднее главной для нас выставкой стала «Экспоэлектроника/ЭлектронТехэкспо». Участие в таких мероприятиях давало хорошую возможность найти новых заказчиков, и многие из тех, кто выставлялся или посещал выставки, со временем стали нашими Клиентами.

Рис. 4 Предприятие Остек и Корпорация General Satellite на выставке Связь-Экспокомм. Впоследствии General Satellite стала одним из ключевых Клиентов Остека, и плодотворное сотрудничество компаний продолжается по сей день

На выставке «Связь-Экспокомм-95» состоялся первый контакт с производителем крупносерийного сборочного оборудования Philips EMT и его представителем Тон ван Райном (Ton van Rijn), которого без преувеличения можно назвать легендой, в значительной степени повлиявшей на современное лицо российского производства радиоэлектроники (рис. 5). Это знакомство положило начало долгому успешному сотрудничеству.

Рис. 5 Ю. Н. Гавриков, стоявший у истоков сервисной службы Остека, и Тон ван Райн, представитель Philips EMT

Фирма Philips EMT была прекрасно известна в странах бывшего СССР как поставщик решений поверхностного монтажа. Специалисты со стажем помнят, каким событием стала поставка оборудования для поверхностного монтажа на Каунасский радиозавод в середине 80-х, а также более поздний проект с ПО «Белвар». Основным источником знаний для специалистов предприятий в 80-х годах было руководство Philips EMТ — «Технология поверхностного монтажа». Фирма Philips EMT славилась своей очень мощной технологической поддержкой: она являлась распространителем технологической информации, постоянно публиковала результаты своих разработок в виде сборников, справочников, руководств с целью оказания поддержки производителям электроники.

Господин ван Райн, будучи региональным менеджером по Восточной Европе, более 10 лет координировал работу компании Philips EMT в России. При его активном участии модернизировались многие современные производства радиоэлектронной промышленности России. Во всей его деятельности проявлялись любовь к России, к жизни, нестандартный подход, жажда приключений.

Он сделал очень многое не только для развития российской радиоэлектроники. В конце 90-х, когда наша страна на Западе воспринималась как опасное для иностранцев государство, Тон ван Райн писал: «Я посещаю Россию уже шесть лет. Люди, которых я встречал, дружелюбны, вежливы и надежны. Работающий персонал в России хорошо образован и квалифицирован». Господина ван Райна называли неофициальным послом России в Голландии. На Западе он позиционировал Россию как перспективного и интересного партнера, равноправное сотрудничество с которым имеет большое взаимное стратегическое значение. В 2009 году, будучи уже на пенсии, Тон ван Райн посетил Остек и поделился принципами, которыми руководствовался в своей работе: «Нужно гордиться своей страной, нужно гордиться своей компанией, нужно уважать Клиента, быть честным, искренним и скромным», — вот секрет результативной и качественной работы Тона ван Райна.

Рис. 6 Проект крупносерийной автоматической сборочной линии для производства телекоммуникационного оборудования на ЭЗАНе в 1997 году

Но вернемся к истории развития Остека. В середине 90-х двигателем рынка стали контроллеры впрыска для автомобильной промышленности. Благодаря данной тематике появились проекты АВТОВАЗа, ЗЭИМ-Лайна, АВТЭЛа, Автоприбора и другие. Самый первый проект внедрения в России крупносерийной автоматической сборочной линии для производства телекоммуникационного оборудования был запущен на ЭЗАНе в 1997 году (рис. 6). Следующим стал проект с ЭРРИ+, компанией, разрабатывающей и 7 производящей телекоммуникационное оборудование, телефонные базовые станции и трубки стандарта DECT (рис. 7). Требовалось поставить высокопроизводительную сборочную линию, которая позволяла бы устанавливать большое количество различных компонентов на несколько типов печатных узлов.

Все изменилось 17 августа 1998 года. Дефолт 98-го года стал одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза — c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни.

Рис. 7 Проект по внедрению сборочной линии с компанией ЭРРИ+, занимающейся телекоммуникационным оборудованием

Банковская система оказалась в коллапсе. Все счета Предприятия находились в Инкомбанке, который не смог пережить кризиса. Валютный счет, предназначенный для расчета с поставщиками, пропал. Единственной возможностью вывести рублевые средства стала оплата налогов: если приносили платежки на зарплату, контрагентам и прочее, то их не проводили, а ставили в очередь; если приносили платежки на оплату налогов, то их перечисляли вне очереди. Таким образом, все рублевые средства перечислили на налоги, они были оплачены на год вперед. Ситуация в то время была гораздо жёстче по сравнению с недавним кризисом 2008 года. Денег практически не было, резко сократились зарплаты. На собрании, понимая, в каком состоянии находится компания, сотрудниками было принято решение продолжать работать, и хотя всё было непредсказуемо, решили стоять до конца.

В этот непростой период подспорьем стал собственный проект по контрактному производству электроники, которое своими, хотя и небольшими, заказами очень выручало. Помогало и то, что имелись складские запасы по материалам, компонентам и паяльным станциям.

Кризис 1998 года имел и положительный эффект. Девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной, ведь все импортные товары стали нереально дорогими. Поэтому резко возрос спрос на отечественную продукцию, создав выгодные условия для организации и развития начала восстанавливаться, появился новый локомотив рынка — контрактная сборка, начали реализовываться новые комплексные проекты.

История Предприятия Остек

2011 Юбилей 20 лет

2010 Выпуск нового бюллетеня «Печатные платы и покрытия»

2009 Создание нового Направления химико-технологических решений. Создание отдела Главного технолога. Выпуск новых бюллетеней «Степень Интеграции» и «Со-Единение».

2008 Предприятие Остек приступило к реализации первого этапа долгосрочной стратегии, направленной на преобразование Предприятия в одну из самых эффективных в мире компаний. Возобновлено проведение международного симпозиума АСОЛД.

2007 Участие в создании в качестве соучредителя Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов.

2006 Начало работы по системе менеджмента качества ИСО9001:2001. Новые направления работы: Электронные компоненты, Электротехнические компоненты. Создание дочерних компаний: ЗАО АртТул — комплексное оснащение рабочих мест и сервис-центров, ООО ФабЦентр — промышленное строительство.

2005 Создание технологического центра для проведения исследований и поддержки отработки новых технологий на изделиях Клиентов. Начало работы нового Направления оборудования для испытаний.

2004 Создание дочерней компании на Украине — НПФ Остек. Начало продвижения международных стандартов IPC.

2003 Организация регулярных технических семинаров для повышения квалификации специалистов отрасли.

2002 Переезд в собственное здание. Создание первого в России демонстрационного зала с постоянно действующей выставкой передовых технологий. Поставка первой линии для массовых производств с производительностью до 100 000 компонентов в час.

2000 Внедрение первых комплексных проектов по оснащению ведущих в России сборочных производств: Альтоника, Фаствелл, Элара, ЛВС Электроникс и другие.

1998 Выпуск бюллетеня «Поверхностный монтаж» на регулярной основе

1997 Внедрение первой в России крупносерийной автоматической сборочной линии для производства телекоммуникационного оборудования.

1996 Начало работы по продвижению решений для крупносерийных производств совместно с голландской компанией Philips EMT.

1995 Создание сервисной службы по обслуживанию оборудования и технической поддержке Клиентов. Начало поставок расходных материалов для пайки и отмывки.

1994 Выпуск первого номера информационного бюллетеня «Поверхностный Монтаж».

1993 Начало поставок импортного оборудования для поверхностного монтажа. Внедрение первого комплекта автоматизированного сборочного оборудования на базе автомата начального уровня для производства селекторов телевизионных каналов.

1992 Активная работа по пропаганде и продвижению технологии поверхностного монтажа. Проведение первого в странах бывшего СССР международного симпозиума АСОЛД в области технологии поверхностного монтажа.

1991 Регистрация Предприятия Остек. Первая работа по отработке технологичности промышленной видеокамеры и замены традиционных компонентов компонентами поверхностного монтажа.