Остек, витки развития 1999-2000 годы

Период 1999-2002 годов в истории Остека характеризуется стартом бурного развития компании, составляющими которого стали: эффективная команда, решимость достичь цели, тяжелая работа.

Девальвация рубля в результате кризиса 1998 года позволила российской экономике стать более конкурентоспособной. Все им-портные товары значительно подорожали, поэтому возрос спрос на отечественную продукцию, создав выгодные условия для организации и развития производств самых разных отраслей России. Начала развиваться контрактная сборка.

Большинство контрактных производств создавались практически с нуля, на частном капитале, заработанном в других сферах бизнеса, например, торговле. И надо отдать должное – создавались они с четким пониманием как развиваться, что делать. Все это были коммерческие проекты, абсолютно прагматические, просчитанные со всех сторон. Инвестиции в них требовали гарантированной финансовой отдачи.

Потребовались новые подходы к реализации проектов. Поверхностный, упрощённый подход – купил оборудование и все – уже не работал. Становились востребованными комплексные решения «под ключ» - тогда это было сформулировано как «Комплексные поставки от одного поставщика». Так как сотрудники Остека были специалистами в данной области и обладали первоначальным опытом, они понимали, что есть еще целый ряд вопросов, которые необходимо решать, которыми необходимо заниматься. Конечно, такой комплексный подход потребовал расширения сети партнёров и предлагаемого оборудования – становились востребованным автоматизированные линии, позволяющие обеспечить требуемую эффективность, автоматизацию процессов и качество выпускаемой продукции по самым передовым на тот момент технологиям. Многие решения еще не были востребованы рынком – их добавляли в портфель на перспективу развития, часть единиц оборудования была добавлена даже позже, чем это сделали конкуренты. Однако комплексно такие решения рассматривал именно Остек. Потребители все больше требовали именно системных решений, рассматривающих задачу Клиентов комплексно. В этот период были реализованы первые крупные комплексные проекты по оснащению ведущих сборочных производств в России: Альтоники, Фаствела, Элары, ЛВС Электроникс и многих других (рис. 1).

Рис. 1 Одни из первых крупных комплексных проектов по оснащению ведущих сборочных производств, реализованные на Фаствеле, Эларе

Если говорить о консалтинге, то в то время консультации были по более узким темам, обсуждался ограниченный спектр вопросов: как правильно выбрать оборудование, как правильно построить технологический процесс, как повысить технологичность. Сейчас же, говоря о консалтинге, Остек рассматривает вопросы организации помещения, строительства, стратегии долгосрочного развития производства, подхода к перевооружению – и это уже вопросы идеологического характера. Поэтому, если раньше работали больше в разрезе одной закупки, одной сделки, то в настоящее время – это долгосрочная стратегия развития для наших Клиентов, затрагивающая различные области и направления электроники.

Следуя необходимости транслировать на производства информацию некоммерческого характера (ведь знаний очень не хватало), была создана новая рубрика в бюллетене «Поверхностный монтаж» – «Энциклопедия поверхностного монтажа» (рис. 2). А начиналась она с переводов таблиц из руководств по эксплуатации Pace, в которых указывались инструменты, насадка, режимы и тому подобное. Эта рубрика стала настолько популярной, запала в душу, что получила множество положительных откликов Клиентов и в различных вариациях существует в изданиях до сих пор.

Рис. 2 Новая рубрика в бюллетене “Поверхностный монтаж” - Энциклопедия поверхностного монтажа

Тогда же Остек вступил в Международную ассоциацию IPC; членство в этой организации позволило удовлетворять информационный голод и потребность в новых технологических знаниях. Но о продаже стандартов в то время речь не шла – казалось диким платить по сто долларов за техническую книгу или стандарт, рынок не был готов к такому. Поэтому новые стандарты покупали для себя и просто показывали, использовали в своей работе, и, тем самым, постепенно продвигали.

В этот же период произошло знаковое событие – состоялся переезд с территории ЦНИТИ в новое собственное здание на Молдавской улице (рис. 3, 4). На прежнем месте развиваться было достаточно сложно: не было нормального помещения ни для склада, ни для работы с Клиентами. Два года длился поиск здания, соответствующего необходимым требованиям. К поиску также подошли комплексно – требовалось найти помещение недалеко от места, где уже работали, обязательным было наличие первого этажа для ресепшн, переговорных комнат, конференц-зала, демонстрационного зала, склада и чтобы «по карману было». Вложить нужно было большие средства. Конечно, пришлось «затянуть пояса», но в результате переезд дал мощнейший толчок к развитию. Конечно, когда въехали в новое здание, ремонт еще продолжался, по ходу дела очень многое пришлось доделывать, строить склад. Тогда же провели многоканальный телефон, поставили мини-АТС, появился интернет.

Рис. 3 Новое собственное здание на Молдавской улице
Рис. 4 Один из первых сотрудников Остека - Зябкина Елена Константиновна - в новом офисе

В это время появилась возможность набирать новых сотрудников для развития бизнеса, так как к моменту переезда работали уже с явным перенапряжением. Произошли изменения: офис стал больше по площади, увеличилось количество сотрудников, пропорционально выросла и ответственность. До этого момента особенной организационной структуры не существовало. Она стала формироваться после переезда, когда начался и серьезный рост компании: сначала было 15 человек, потом уже 30, со временем штат увеличился в разы, тут уже прямое управление невозможно.

Это был довольно болезненный процесс: переход от маленькой компании, где все было буквально «на вытянутую руку», к сложным структурам, где есть подчинение, специализация. Было непросто, непривычно и непонятно. Но постепенно все налаживалось. Клиенты хотят работать не столько с компаниями, сколько с людьми, представляющими эти компании, и способными обеспечить необходимые ресурсы и поддержку. Была проделана большая работа по внутреннему обучению и организации тренингов, и она продолжается до сих пор. Обучение позволило систематизировать знания, выявить краеугольные камни, так что многое в работе стало очевидным.

Новое собственное здание позволило реализовать давнюю мечту — организовать демонстрационый зал, который начал наполняться образцами самого современного оборудования (рис. 5). Со временем демозал стал постоянно действующей выставкой последних научно-технических достижений в области высоких технологий. На площади свыше 300 кв. м. представлено новейшее действующее оборудование для поверхностного монтажа, производства печатных плат и компонентов, для визуального контроля и бесконтактного измерения, для обработки проводов и кабелей. Настолько оснащенный демонстрационный зал, позволяющий обучать специалистов отрасли и проводить аттестацию персонала своих Клиентов — это уникальное явление не только для России, но и для Европы.

Рис. 5 Новость в бюллетене “Поверхностный монтаж” об открытии собственного 1991 демозала, со временем наполнившегося образцами самого современного оборудования

История Предприятия Остек

2011 Юбилей 20 лет

2010 Выпуск нового бюллетеня «Печатные платы и покрытия»

2009 Создание нового Направления химико-технологических решений. Создание отдела Главного технолога. Выпуск новых бюллетеней «Степень Интеграции» и «Со-Единение».

2008 Предприятие Остек приступило к реализации первого этапа долгосрочной стратегии, направленной на преобразование Предприятия в одну из самых эффективных в мире компаний. Возобновлено проведение международного симпозиума АСОЛД.

2007 Участие в создании в качестве соучредителя Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов.

2006 Начало работы по системе менеджмента качества ИСО9001:2001. Новые направления работы: Электронные компоненты, Электротехнические компоненты. Создание дочерних компаний: ЗАО АртТул — комплексное оснащение рабочих мест и сервис-центров, ООО ФабЦентр — промышленное строительство.

2005 Создание технологического центра для проведения исследований и поддержки отработки новых технологий на изделиях Клиентов. Начало работы нового Направления оборудования для испытаний.

2004 Создание дочерней компании на Украине — НПФ Остек. Начало продвижения международных стандартов IPC.

2003 Организация регулярных технических семинаров для повышения квалификации специалистов отрасли.

2002 Переезд в собственное здание. Создание первого в России демонстрационного зала с постоянно действующей выставкой передовых технологий. Поставка первой линии для массовых производств с производительностью до 100 000 компонентов в час.

2000 Внедрение первых комплексных проектов по оснащению ведущих в России сборочных производств: Альтоника, Фаствелл, Элара, ЛВС Электроникс и другие.

1998 Выпуск бюллетеня «Поверхностный монтаж» на регулярной основе

1997 Внедрение первой в России крупносерийной автоматической сборочной линии для производства телекоммуникационного оборудования.

1996 Начало работы по продвижению решений для крупносерийных производств совместно с голландской компанией Philips EMT.

1995 Создание сервисной службы по обслуживанию оборудования и технической поддержке Клиентов. Начало поставок расходных материалов для пайки и отмывки.

1994 Выпуск первого номера информационного бюллетеня «Поверхностный Монтаж».

1993 Начало поставок импортного оборудования для поверхностного монтажа. Внедрение первого комплекта автоматизированного сборочного оборудования на базе автомата начального уровня для производства селекторов телевизионных каналов.

1992 Активная работа по пропаганде и продвижению технологии поверхностного монтажа. Проведение первого в странах бывшего СССР международного симпозиума АСОЛД в области технологии поверхностного монтажа.

1991 Регистрация Предприятия Остек. Первая работа по отработке технологичности промышленной видеокамеры и замены традиционных компонентов компонентами поверхностного монтажа.