«..Это интересно, когда ты ищешь, перебираешь различные варианты и, наконец, находишь оптимальный вариант решения задачи клиентов»

Для ЗАО Предприятие Остек 2011 год — юбилейный, и Компания решила провести его под девизом «Новый виток развития». Этот девиз говорит о том, что развитие Предприятия никогда не останавливается, и в текущем году компания готова предложить своим Клиентам еще более прогрессивные решения по повышению эффективности произ-водств передовой техники.

О том, как все начиналось 20 лет назад, о становлении и развитии компании и о том, как самим предопределять будущее прогрессивных технологий и добиваться успеха рассказали Генеральный директор ЗАО Предприятие Остек Гаршин Вадим Вениаминович и первый заме-ститель Генерального директора Разоренов Александр Геннадиевич.

Вадим Вениаминович, Александр Геннадиевич, вы оба окончили кафедру «Технология производства радиоэлектронной аппаратуры» (ныне «РТН») МАТИ. Скажите, как повлияла полученная специальность на вашу дальнейшую деятельность?

Вадим Вениаминович Гаршин (В.Г.). После вуза мы попали по распределению в Центральный научно—исследовательский техноло-гический институт «Техномаш», то есть строго по специальности и на острие технологического прогресса.

Александр Геннадиевич Разоренов (А.Р.). Все новинки, передовые технологии были рядом или практически в наших руках.

В.Г.: Новейшее импортное оборудование постоянно поступало в НИИ, тематика самых актуальных ниокровских работ точно совпадала с нашей специальностью, разрабатывались новые стандарты. Я считаю, что в этом плане нам крупно повезло.

А.Р.: У нас быстро сложился очень широкий круг профессионального общения, потому что институт был непосредственно связан с производством. Была возможность ездить в командировки на многие предприятия разного масштаба, разной специализации, в разные концы Советского Союза. Мы знакомились с организацией производственного процесса и, конечно, такой опыт оказался очень полезным для нас — молодых специалистов.

В.Г.: Сам ЦНИТИ «Техномаш» в то время был одним из головных в разработке технологического радиоэлектронного оборудования. Например, все телевизоры во времена Советского Союза (поряд-ка нескольких миллионов в год) производились на отечественном автоматизированном оборудовании. То есть это был на самом деле серьезный институт по тем временам.

А.Р.: ЦНИТИ «Техномаш» — это был такой советский бренд. Поэтому нас, несмотря на то, что мы только что окончили ВУЗ, воспринимали серьезно, именно как представителей института. На предприятиях, на которые мы ездили в командировки, нам много чего показывали, рассказывали. Поэтому мы хорошо видели и понимали, что реально происходит на предприятиях страны.

То есть образование продолжилось, но уже непосредственно в процессе работы?

А.Р.: Да, именно так, только уже более углубленно. Кроме того, позже у нас был этап языкового образования, изучения маркетинга.

В.Г.: Обучение маркетингу помнится до сих пор. Объясняли систему ФОССТИС (Формирование Спроса и Стимулирование Сбыта). Подчеркивалось, что нужно не искать рынки, а создавать их, грубо говоря, с нуля. Собственно, этим мы позже и занялись.

Как вы начали работу в 1991 году, когда многим идея развития в разваливающейся стране такого наукоемкого производства как производство электроники могла показаться, по меньшей мере, странной?

В.Г.: У нас так получилось, что мы начали с полного «нуля». У нас ничего не было: ни денег, ни собственности, ни поддержки... Ничего, кроме определенных знаний. Примерно шесть или семь лет до этого мы работали в исследовательском институте, где изучали технологии. Однако когда мы начали заниматься производством, то поняли, что полученного багажа знаний недостаточно. Нужно было много и усердно работать, осваивать новые сферы. Долгие годы мы работали по 14-16 часов, нередко по шесть дней в неделю. График был жуткий, всё находилось в таком полуразрушенном состоянии, надо было столько «руды» перекопать, чтобы хоть что-то получилось.

Ну да, в это время достаточно странной выглядит идея создания именно такого наукоемкого производства...

В.Г.: А у нас другого выбора не было. Или такой выбор — пойти, например, торговать сникерсами...

А.Р.:На самом деле был период неких поисков (В.Г. — метаний), по-тому что надо было зарабатывать деньги, когда все вокруг рушится и никто не знает, что будет завтра. Честно говоря, и у нас в то время были всякие другие идеи. К счастью, до их реализации дело не дошло. Просто обстоятельства сложились так, что появился человек, который готов был вкладывать средства в производство. Он пришел покупать оборудование в институт. Мы разговорились. Он предложил: «Ребята, чего вы дергаетесь, занимайтесь тем, что знаете. У меня есть деньги, но я не знаю того, что вы знаете. Я готов заплатить деньги». Следуя этому совету, мы и решили заниматься только тем, что знаем.

В.Г.: Хотя тогда пытались и другие сферы освоить. Мы даже ездили биржи смотрели. Тогда было модно товарные биржи организовывать. Все, кому не лень, организовывали банки с нуля.

Все-таки кипучая энергия не давала покоя?

В.Г.:В то время жить было не на что.

А.Р. Не кипучая энергия была, а безвыходная ситуация, когда надо было зарабатывать...

В.Г.: Банально не хватало денег на еду...

А.Р.: Понимали, что в институте уже последние дни работаем, шли сокращения, финансирование практически прекратилось. Нам было предложено самим искать себе заработки.

В.Г.: Тогда почти всем было сказано — ищите, мы вам ничего не гарантируем, ищите деньги, зарабатывайте сами.

А.Р.: Поэтому в принципе у нас выбора-то не было. Надо было как-то выживать. Мы проводили поиск, думали в разных направлениях, в том числе и не связанных с электроникой. Но в итоге все так удачно сложилось, что решили, несмотря на крушение и экономические проблемы, все-таки продолжать заниматься тем, что знаем.

В.Г.: Надо сказать, что тогда можно было начинать любой бизнес с нуля, а сейчас без первичного капитала это невозможно.

Рис. 1 Вадим Вениаминович Гаршин и Александр Геннадиевич Разоренов

Как становятся топ-менеджером? Для этого надо родиться талантливым человеком или уметь достигать поставленных целей?

А.Р.: Топ-менеджер — это достаточно широкое понятие. И, естественно, есть вещи, которые требуют определенных личных качеств. Управлять компанией в десять тысяч человек не каждому дано. Но управлять небольшой фирмой или стать индивидуальным предпринимателем, по-моему, по силам каждому. Здесь главное — желание, упорство, ну и есть примеры, когда люди себя меняют, достигают того, что им казалось изначально недостижимым.

В.Г.: Я бы, честно говоря, не согласился. Мне кажется, что если бы всё было так просто, то у нас была бы несколько иная картина. Все-таки у кого-то есть склонность к управлению бизнесом, а у кого-то ее, может быть, и нет. Кто-то, имея эту склонность, ее не реализует, кто-то не использует свой шанс, потому что не хватает каких-то качеств. По-этому, мне кажется, что не всем это близко — заниматься бизнесом... В общем, при наличии определенных качеств их можно в себе разви-вать. Но есть люди, которые такими качествами просто не обладают, и они могут найти себя в другой деятельности.

В многогранной деятельности вашей компании (консалтинг, обеспечение оборудованием, самыми передовыми технологиями, сопровождение производства, инжиниринг, технологическое обеспечение, научная, просветительская и издательская) какое на-правление вы считаете наиболее важным для бизнеса, развития отечественной промышленности и для себя, как специалистов в области технологии электронной аппаратуры?

А.Р.: Я бы выделил консалтинг, потому что он строится на наших знаниях, на наших умениях и на нашем понимании. И, собственно говоря, это основа добавленной стоимости, которая во многом предопределяет успех проектов. Оборудование само по себе не работает. То есть многие могут купить что-то за рубежом, продать здесь и за-работать на этом. Использовать купленное оборудование эффективно и реализовать проект с помощью этого оборудования — это сложная задача, которая требует конкретных знаний и правильных решений. И наши знания, наши умения — это то, что отличает нас от конкурен-тов, то, что называется компетенции, и поэтому, на мой взгляд — это основа нашей деятельности.

И это просто интересно, когда ты сначала не знаешь решения задачи, ищешь, перебираешь различные варианты и, наконец, находишь оптимальный вариант с учетом всех условий, которые перед нами ставят Клиенты.

В.Г.: Я бы сказал, что еще и инжиниринг. В данном случае вы не только оказываете консалтинговые услуги, но и подбираете необходимое оборудование на основе инженерных и экономических расчетов. Собственно, консалтинг и инжиниринг.

Подавляющая часть оборудования, которым вы обеспечиваете свои технологические разработки — зарубежного производства. Да и отечественный рынок бытовой электроники полностью завоеван зарубежными производителями. Есть ли надежда, что когда-нибудь это положение начнет меняться?

А.Р.: Отчасти оно меняется уже сейчас, начинает налаживаться производство. На начальной стадии все зависит от роста рынка: будет расти рынок — будет развиваться производство оборудования и материалов, комплектующих здесь, в России. Через этот этап проходят все страны. Двигателем является конечный продукт. Если растет потребление конечного продукта, то рано или поздно будет развиваться рынок сервиса, производства и т.д.

В.Г.: Мне кажется, что необходимо создать более комфортные условия для производителей. Это должно сделать государство, сделать так, чтобы эти условия были лучше, чем в тех странах, где развивается радиоэлектроника. При этом экспортная ориентация должна стать одним из главных приоритетов, потому что именно это увеличит объемы производства, конкуренция на других рынках будет серьезней. Отсюда будут заполняться полки российских магазинов отечественной бытовой электроникой, и станкостроение начнет развиваться как в Китае.

Благодарим вас за интервью и желаем дальнейшего успеха в развитии и повышении эффективности производств ваших Клиентов!